Глава
Альменевского района
Сулейманов
Дамир Яруллович

Поздравления

Календарь

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Портал «Свободные земли»

Cсылки


Территория Альменевского района с конца XVI в. до 1917 г. XX в.

Ичкинские татары


По свидетельству наших предков, особенно по записям, оставленным Рамазаном Таиповым, ичкинские татары, ныне населяющие территории Альменевского, Шадринского, Шатровского, Целинного районов, переселились на зауральские земли после падения Казанского ханства с территории Поволжья и в 1556 году обосновались у безымянного притока реки Исеть. Населённый пункт и приток реки назвали Эцкен (Ичкин) от глагола «пить» («эцкен» — буквально — «попей»). По преданию, поселенцы искали места поудобней, с хорошей питьевой водой. Испробовав воды в этой речке, они решили обосноваться здесь.

Эти татары участвовали в освоении Сибири. За заслуги царь пожаловал ичкинцам часть завоёванных земель, а их самих перевёл на положение беломестного (льготного) казачества. Это казачество должно было охранять завоёванные земли от набегов кочевых племён.

Такие сведения дошли до нас от предков. Ими велась своеобразная летопись, которая передавалась от одного старейшины другому. Впоследствии получил ее и Рамазан Таипов, но полностью сохранить их не смог. В своих записях он с сожалением пишет, что часть материалов утрачена.

Сведения об ичкинских татарах нашли отражение в письменных документах только тогда, когда началось освоение Сибири русскими. Например, в документе, относящемся к 1603 году, сказано, что на наших землях проживали татары. (Миллер Г. Ф. «История Сибири» ч. II, М-1, 1941 г., с. 29).

В деловых бумагах Сибирского приказа (1596-1768 гг.) говорится, что татары, проживавшие в Ичкинской волости, подати платили не мехом, а зерном. (Оглобин Н. Н. «Обозрение столбцов и книг Сибирского Приказа» ч. I, с. 20).

Об  этой небольшой группе татарского народа сравнительно полные сведения впервые дает П. И. Рычков. Название группы ичкинских татар вошло в историческую литературу через его труды. По сведениям Рычкова, в 1750 году в Исетской провинции Оренбургской губернии было

419 ичкинских татар. (Рычков П. И Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1887, с. 350). Эта цифра включает в себя только мужские души.

Академик П. С. Паллас в 1771 году сам побывал в ичкинских населенных пунктах, в том числе в д. Альменево. Он, основываясь на рассказах стариков, объясняет, что эти татары переселились сюда из Казанской провинции… Они жили на берегу р. Ичкин (приток Исети), охраняли восточные границы русского государства. Сначала были малочисленны, а впоследствии их стало много, они расселялись по берегам рек Теча, Миасс и больших озер. В то же время П. С. Паллас первым из историков указывает, что татары, проживающие на юге и юго- западе современной Курганской области (Целинного и Альменевского районов), распространились из деревни Ичкино нынешнего Шадринского района.

П. С. Паллас утверждает, что эти татары в нужное время исполняют военную службу, освобождены от рекрутских наборов и различных податей, занимаются земледелием, тем самым отличаются от народов (башкир и сибирских татар), живущих вокруг них. (Паллас П. С. Путешествия по разным местам Российского государства. СПБ. 1786 г. Книга I — ч. II, с. 369, 471; Книга II — ч. II — с. 30).

А.   А. Дмитриев, много трудившийся над изучением истории нашего края, опираясь на документы, относящиеся к 1678-1679 гг., пишет, что земли около Куртамыша и Шадринска (Курганской области) отданы служилым татарам за оказанные услуги. (Дмитриев А. А. Пермская старина. Вып. VIII. Пермь. 1900 г. с. 19-20).

Из сказанного видно, что ичкинцы были одной из крупных групп служилых татар. Русское государство переселяло их для охраны восточных границ. За эту службу были даны различные льготы. А называли переселенцев «ичкинские татары — беломестные казаки».

Таким образом, ичкинские татары в этническом отношении состоят из служилых татар (из мишарей, касымских и казанских татар), которые на стороне русской армии участвовали в завоевании Казанского и Сибирского ханств, а также из ясачных татар, бежавших из-под Казани и из Поволжья в разные периоды от колониального и религиозного гнета.

Образование ичкинских населенных пунктов на территории Альменевского района


По утверждению альменевца Рамазана Таипова и согласно другим источникам, в 1586 году несколько ичкинских родов (по преданию их было 12) переселилось из д. Ичкино на территорию современного Альменевского района. Среди переселенцев были: Алфёровы, Анваровы,

Асановы, Барамыковы, Барашовы, Байбулатовы, Исакаевы, Капчаевы, Азаматовы, Мансуровы, Тынкачевы, Уразметовы, Юмаевы. Их роды продолжаются и сегодня. Например, Алфёровы — это Ашраповы, Хамитовы; Барамыковы — Камаловы, Шигаповы; Барашовы — Мифтаховы. Потомки Байбулатовых, Исакаевых, Юмаевых без изменения фамилии живут и в наши дни.

Переселенцы разделились на три группы: одна из них осталась на месте современного Альменева (Билькау), вторая продвинулась на запад, образовав д. Учкулево, третья, переселившись на восток, образовала д. Бишняк — Вишняково. Эти деревни служили опорными пунктами в защите от нападения соседних племен.

По преданию, на берегу большого озера первым поставил избу ичкинский татарин Альмен, который постоянно здесь рыбачил. В 1720 году большинство жителей Билькау поселилось на месте, где теперь раскинулось село Альменево, а часть — на территории современной деревни Тузово (Туз-аул — буквально «Берестяная деревня»). Раньше альменевцы заготавливали здесь бересту и берёзовую кору для перегонки дёгтя.

Деревня Иванково образовалась в 1740 году в результате переселения части жителей деревни Учкулево. Иванково первоначально называлось Аман-куль, что означает «лечебное озеро, хорошее озеро». Здесь долгое время ловил рыбу русский по имени Иван, и жители стали называть озеро Иван куле т. е. озеро Ивана. Позднее и деревню стали называть Иванкау — Иванково.

К середине XVIII века часть земельных владений ичкинцев в результате колонизации края была отторгнута, что создавало им немало проблем.

В 1767 году сотники Ичкинской волости Исетской провинции Ибрагим Тынкачёв и Мансур сын Субханкулу с наказом от ичкинских татар поехали в Москву для участия в уложенной комиссии Екатерины II, которая созывалась для разработки нового свода законов Российской империи. Из наказов видно, что они просили, чтобы земли ичкинские не трогали. Отторжение ичкинских земель явилось одной из причин их участия в крестьянской войне под предводительством Пугачёва.

Ичкинская волость


Когда границы русского государства отодвинулись далеко на юг и восток, и были основательно укреплены, тогда вместо самоуправляющейся казачьей общины создавалось гражданское управление, и возникла необходимость точно определить территорию волости и каждой деревни в отдельности.

В. М. Щур, кандидат исторических наук, который много работал с архивными документами, относящимися к ичкинцам, пишет, что Ичкинская волость оформилась как таковая в начале XIX века. А ранее это были всего пять деревень, объединённых родственным в этническом отношении населением.

«В деревне Могильной (Альменево), — пишет В. М. Щур, — с прилегающими деревнями в 1795 г. проводилась перепись населения, результаты которой были включены в материалы V ревизии. А 27 мая 1802 г. после Указа императора Александра Павловича указанная территория была обмежёвана… Утверждена межа в Оренбургской межевой конторе… в 1810г…. и закреплена в «Межевой книге дачи д. Могильной с деревнями, именуемыми Учкулевой, Тузовой, Вишняковой (Сорочья) с пашенными землями, сеновалами, лесными и прочими угодьями, которые состоят во владении ичкинских служилых татар и беломестных казаков».

Проблема границ и размера земельных участков деревень уже фактически была решена межеванием 1802 г. Однако данные о нём находились в губернии, а местные жители хотели иметь подобное описание земель у себя, чтобы на её основе решать земельные споры, а они возникали часто.

Для решения всех вставших перед населением проблем взрослыми мужчинами из пяти деревень в 1812 г. был избран волостной доверенный, который получил полномочия поверенного ходатая по важным общественным делам волости. Им стал наиболее уважаемый житель Альменева, имам общины Фазыл Ибрагим-оглы Тынкачёв. Совместно с уездным землемером и комиссией они объездили всю территорию волости и определили границы участка каждой деревни.

«По данным этого межевания в 1827 году составлена «Межевая книга дачи дер. Могильной (Альменево) с деревнями», хранящаяся сейчас в Челябинском Госархиве (3). (Щур В. М.)

Фазыл-ходжи Ибрагим-углы Тынкачёв — интересная личность. Был он очень грамотным для своего времени. До наших дней сохранилось его надгробие на старом кладбище (камень ныне принесён в краеведческий музей). На камне следующая надпись: «Фазыл Ибрагим- оглы Тынкачёв умер в 1826 году в возрасте 70 лет. Учился он в Каргалах (что под Оренбургом), затем в Кабуле. По поручению императора ездил в Стамбул, далее совместно с султаном совершил хадж (паломничество) в Мекку. Позже был в Бухаре… вообще, много путешествовал. Он был умным, образованным, благородным человеком и много старался за интересы общины ичкин, для которых достал обширные земли». Здесь, видимо, речь идёт о вышеуказанном акте. Он не достал эти земли, а добился закрепления того земельного владения ичкинцев, которое было пожаловано царём за службу, т. е. за охрану границ русского государства от набегов кочевых племён.

Полномасштабная перепись населения была проведена в Ичкинской волости в 1868 году. На этот год в Альменеве проживала 1291 душа обоего пола, в Вишнякове — 523 души, в Иванкове — 626 душ, в Тузово — 617 душ. В 1900 году население составляло: в Альменеве — 1705 душ обоего пола, в Вишнякове — 640, в Иванкове — 745, в Тузове — 859, в Учкулеве — 872 души. Соответственно росли и сами деревни. В 1900 году Альменево, например, состояло из 328 дворов, насчитывало 1705 душ, имелось 2 деревянных мечети, одна татарская школа, 12 ветряных мельниц, в том числе одна двухпоставная.

Тузово: 169 дворов, 859 душ; при озере Тузово; одна деревянная мечеть, одна татарская школа, 8 ветряных однопоставных мельниц.

Иванково: 127 дворов, 745 душ; при озере Иванково, одна деревянная мечеть, одна магометанская школа, две ветряные мельницы.

Учкулево: 146 дворов, 872 души; при озере Учкуль, одна деревянная мечеть, одна магометанская школа, две ветряные мельницы.

Вишняково: 162 двора, 640 душ, при озере Вишняково; одна деревянная мечеть, одна магометанская школа, 8 ветряных мельниц.

Из вышеизложенного видно, что Ичкинская волость относилась к числу относительно развитых.

Население волости занималось в основном земледелием. Земельные угодья находились в ведении общины и регулярно перераспределялись между её членами. Пахотные земли и лес делились каждые 12 лет по количеству мужских душ. Покос делился ежегодно тоже только на мужчин. В конце XIX века выделялось по 10 десятин пашни на каждую душу мужского пола в семье, леса — по 3 десятины. Кроме того, значительное место в хозяйственной деятельности занимали скотоводство и рыболовство. Некоторые ичкинцы занимались также перегонкой и продажей дёгтя. Также были и плотники, и занимавшиеся сапожным промыслом.

По архивным данным в конце XIX века в каждой ичкинской деревне была мечеть и при ней медресе (магометанская школа). В медресе в основном учились мальчики, а девочки обучались у абыстаев-женщин, более-менее умеющих читать и писать в арабской транскрипции. Свою учёбу в медресе хорошо описал Д. Г. Байбулатов в рукописной работе «Следы моей жизни», хранящейся в районном краеведческом музее. Более зажиточные татары посылали своих сыновей в Каргалы (под Оренбургом), в Бухару. Например, Фазыл-ходжи Тынкачёв учился в Каргалах, затем в Кабуле, а Габдельнасыр сын Сабита учился в Дагестане каллиграфии. Позднее, в начале XX века, ездили на учёбу в г. Троицк.

Ичкинские татары высоко ценили письменное слово, бережно относились к памятникам книжного искусства. Известный татарский ученый и писатель Риза Фахретдинов в своем библиографическом труде «Асар» («Следы») упоминает о жителе деревни Альменево Габдельнасыре бен Сабите бен Сафаргали, который посвятил всю свою жизнь переписке книг. В конце жизни в 1841 году в одном из последних томов он оставил такую запись о себе:

«С этой книгой всего написано мною двести двадцать три тома. Я начал переписывать книги с двадцати лет. Сейчас мне 95, все еще очки не надеваю. Писал при свете лучины. Сейчас придумали свечу, но у меня нет денег на нее даже на один вечер». Значение его трудов еще заключалось в том, что большинство переписанных им книг служили учебниками по арабской грамматике, литературе, логике на уроках исламской религии в медресе, открытом его сыном Абдулахатом.

Праздники, обряды и обычаи альменевских татар


У каждого народа есть присущие только ему праздники, обряды и обычаи, игры.

Альменевские татары не являются исключением. Кроме религиозных праздников (Ураза байрам. Курбан байрам, Маулют и т. д.), у них существовали и календарные праздники: хамаль, наурэз и др.

Хамаль — название первого месяца года по восточному календарю — новогодний праздник. Он начинался с 25 января по старому стилю или

12  февраля по новому и продолжался до 15 февраля. К хамалю заранее старательно готовили лошадей и наездников. В праздничные дни молодые мужчины и парни на ухоженных разукрашенных лошадях состязались в ловкости, умении. 3 дня шли скачки на улицах села. Стар и млад выходил их встречать, подбадривая наездников, сопровождая различными возгласами: «Не уступай первенство!», «Не отставай!», «Догоняй!» и т. д. У людей было праздничное настроение, шумели, спорили, чей конь лучше проскакал, как наездники держались и т. д. А вечером молодежь собиралась на вечеринки, где пелись песни, только что сложенные байты, играла гармонь. Веселье продолжалось в течение трех дней.
Праздник наурэз — весенний праздник, присущ многим туркоязычным народам.



В годовом календаре всех земледельческих народов самыми ответственными этапами считались весенний сев и жатва. Их начало и успешное завершение издавна отмечались праздником. У альменевских (ичкинских) татар весенний сев считался самым подходящим моментом для приобщения подростков к крестьянскому труду. Когда десяти­двенадцатилетнему мальчику впервые доверяли самостоятельно править лошадью при бороновании, на поле выходила мать, приходили и ближайшие родственники.

Сев начинал глава семьи или самый уважаемый человек клана. Сделав первые шаги, он вместе с зерном кидал и куриные яйца. Вероятно, в древности таков был обряд культового кормления духов земли, а потом возникло поверье о том, что от этого обряда зерна в колосьях будут крупными, как яйцо.

Древние татары, как и все земледельческие народы, поклонялись земле. Поэтому они перед весенними полевыми работами проводили различные обряды, чтобы умилостивить природу. Этих обрядов было много. Они проводились один за другим. Сабантуй тоже появился как один из земледельческих обрядов, а в XIX веке превратился в увеселительный праздник. К сабантую готовились долго, тщательно.

Встреча с поля сеяльщиков


Завершив весенний сев, полеводы возвращались домой в деревню. Пока шли полевые работы, они жили в поле, на полевых станах. С образованием колхозов, приезд с поля в деревню происходил в основном организованно. Возвращалась вся бригада. В селе готовились к встрече: натаскивали с озера воды, наполняли бочки, кадушки, ведра.

Топились бани, печи, пекли блины, шанежки, пирожки. Ждали полеводов. А с поля возвращались на телегах, бричках с песнями. Увидев их издалека, выходили навстречу с ведрами с водой домохозяйки, девушки, молодушки и обливали, оплёскивали, обрызгивали сеяльщиков, старались незаметно подкрасться и внезапно облить. На улице царили шум, веселье. Некоторые старались, подгоняя лошадей, проехать быстрее, но от купания не спасались, их все равно настигали.

Этот обряд проводился с той целью, чтобы после сева прошли дожди, вообще, желали дождливого урожайного лета.

Вечером, после ужина и бани, выходили на улицу, организовывали различные игры: ручеек, «ак стакан» и др. или шли в клуб.

«Карга туе (карга боткасы)» — воронья каша, вороний праздник



До сабантуя в наших татарских селах проводился «карга туе» — вороний праздник.

Для каши ребятишки собирали по дворам крупы, масло, яйца, муку. Давали, кто и сколько может. К каждому двору подходили с шутками, прибаутками, частушками. Вот мой построчный перевод одной из шуток:

Дома хозяйка?
Яичек подай-ка.
Если дашь нам три яичка,
Курица твоя снесет сто яичек.
Масло надо, крупы потребуется,
На карга туй все требуется.
Если есть, вынеси муки,
Чумару сварим мы.
Нужен сахар, нужна соль,
Вынеси, тетенька, побыстрей,
Такой деловитой тети Нигде не найдешь ты.
Большое Вам спасибо.

На улице стоял шум от детских голосов.

На другой день деловитые умелые девушки, быстрые старушки выходили в ближайшую рощу, на лужайку, на поляночку, с ними все дети улицы или маленькой деревни. Повесив казан (котел) над костром, варили кашу, яйца, угощали ребятишек, остатки каши разбрасывали и для ворон (отсюда и название — вороний праздник). Дети играли, боролись. Каждый показывал свои способности, умение.

Подготовка к сабантую (особый обряд)


Прежде всего, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей сабантуя. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, частушками, шутками.

Деревенские жители не отказывали, дарили вышитые платки, носовые платочки, полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца и т. д. Самым почетным подарком считалось вышитое полотенце с национальным узором. Это полотенце — символ сабантуя и с ним не шли в сравнение никакие ценные подарки.

В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, все были веселы, оживлены. Люди с утра шли на майдан — просторный луг, поляну, недалеко от деревни. Один из них нес длинный шест с привязанными полотенцами — символом сабантуя.

Джомга (пятница)


Пятница — джомга — день отдыха у мусульман. В этот день никто не работал. В пятницу молодежь, особенно девушки, в сопровождении своих снох, молодух выходили на околицу села для развлечения. Здесь девушки играли в различные игры, пели песни. Подходили к ним и юноши, играли на гармошке, скрипке. Рассказывали различные интересные истории, байты. Сложена песня «Джогма». Эту народную песню поют и сегодня.

Это повторялось в каждую пятницу, в хорошую погоду.

Зимой в этот день выходили на озеро, катались на льду, девушки на санях, мальчики, парни — на самодельных коньках. Девушки вечером собирались в одну избу (у кого родители куда-либо отлучались), играли в ашички (ашык) — косточки и другие игры.

Омэ-умэ — помочь


В старину да и в наши дни до 60-х годов XX века в деревне многие работы выполнялись вместе, коллективно. Приходили друг другу помогать, т. е. умэга — помочь. Была разная умэ — помочь: сенокосная, жатва ржи, подвозка лесоматериалов для строительства, срубали дом (это чисто мужская помочь). Были и чисто женские, и смешанные. Например, женщины коллективно катали кошму, эту работу в одиночку не выполнишь, требуется помощь соседей, родственников. Хотя эта помочь — умэ — связана с выполнением довольно тяжелой работы, приглашенные с желанием шли и помогали делать ту или иную работу. После работы было угощенье, веселье. Раньше не было ни кино, ни клубов. А помочь (умэ) являлась для молодежи как бы местом встречи.

Каз умэсе — кошлар туе — праздник гусиного пера


Это самая веселая, интересная помочь.

Как только наступали первые морозы, ложился на землю первый снег, примерно в октябре-ноябре издавна во всех татарских и башкирских деревнях и селах начинался кошлар туе — праздник птицы или праздник гусиного пера. Хотя он проводился для оказания помощи в очистке и обработке гусей, уток, но в то же время служил и поводом для сбора и встречи молодых, давал им возможность повеселиться, развлечься. Этот древнейший народный обычай, давняя традиция живет и в наши дни.

На праздник гусиного пера обычно приглашаются родственники, соседи, друзья.

Здесь все заняты работой. Мужчины находятся во дворе, одни режут гусей, передают женщинам теребить. Другие разжигают костер для опаливания, третьи носят воду, убирают во дворе, опаливают птиц. В доме женщины, усевшись вокруг большого ящика, теребят гусей, другие потрошат. Шум, гам, веселье, смех. Здесь каждая стремится показать свое умение, ловкость.

После чистки и опаливания женщины, повесив тушки за лапы на коромысла, спускаются к озеру, чтобы ополоснуть их студеной водой. В наши дни подходят к колонкам. Праздник выходит на улицу. Женщин сопровождают все, кто был рядом. Играет гармонь, звучит веселая песня или частушки, обратно тоже идут с песнями.

После завершения работы тушки гусей, уток вешали во дворе остудить. Женщины, быстро сходив домой, переодеваются, принаряживаются и возвращаются к хозяйке. Пока варится гусь, накрывают на стол, участники праздника веселятся, пляшут.

Угощение готово. Приглашают к столу. На подносе приносят гуся, сваренного целиком, в большой чашке — бишбармак, стол ломится от обилия всяких яств. Гости заслужили угощение, заработали.

Вот такие обычаи, праздники, обряды были у альменевских татар.

Катайские башкиры

Переселение катайцев на территорию Альменевского района

Исторический путь катайцев, приведший их в Зауралье, был долгим, сложным и связан с драматическими событиями.

В середине I-го тысячелетия в степях восточной Монголии и сопредельных районах Китая обитало кочевое племя примерно в тех местах, где проходит сейчас железнодорожная линия Улан-Батор — Пекин. Китайские летописцы называли это племя «ки-дань». Вероятнее всего, они были монголоязычными. Долгое время кидани были рядовым степным племенем, попадая в зависимость к китайцам, тюркам, жужаням. В X веке кидани создали свое государство, подчинив не только своих бывших властителей, соседние народы, но и дальние земли: Корею, территорию Приморского края, Северный Китай. Современная столица Китая Пекин находится на месте, где была столица киданей. В 1125 году киданей разбили новые грозные противники — чжурчжени.

Двухсотлетнее владычество киданей в Восточной Азии определило не только дальнейшую историю этого региона, но оставило также и те странности в исторической географии, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме.

Древние тюрки, предки татар, казахов, башкир и других народов называли киданей словом «кытай», точнее — в разных говорах разные варианты произношения слова. После падения киданьской империи слово, относящееся к народу, перешло в название территории их былого проживания. Впоследствии тюркские и монгольские народы передали свое название этой страны другим народам, живущим западнее, в том числе и русским, где оно закрепилось в форме «Китай». Сами же китайцы себя таким словом никогда не называли. Их самоназвание — «хань».

В средневековых европейских картах страна Китай обозначена как «Катай» или «Катайя». С падением империи часть киданей-кытаев была ассимилирована самими китайцами-хань, другая — сохранила себя как народность и дожила до монгольского нашествия на Китай.

Дальнейшая история кытаев вновь возродилась, на этот раз уже за тридевять земель от Пекина. Одна часть разбитых киданей, не желая подчиниться чжурчженям, прорвалась на запад на территорию нынешней Киргизии и южного Казахстана. Здесь кытаям вновь удалось создать новое государство, где господствующая этническая основа, состоящая из кытаев, стала ядром для объединения других племен и формирования нового народа, получившего имя “кара-кытай”. Монголоязычные кытаи оказались среди более многочисленных тюркских племен и сами стали тюркизироваться. В 1200 году сюда пришли из Монголии разбитые Чингиз-ханом найманы. Но монгольское нашествие через 18 лет дошло и до сих мест. Об этих событиях арабский летописец Ибн-аль-Асир сообщает так: “Чингиз-хан пришел в Туркестан и овладел Кашгаром, Бальсагуном и всею страной. Он выгнал прежних татар, и не осталось от них и следа, а разбрелись они, как это случилось с катайцами».

После этого разгрома кара-китаев (кытаев, катаев) их как единого народа уже не существовало. Народ распался на племена, роды, влившиеся в состав других народов.

В составе башкирского народа находится одно из крупнейших родоплеменных объединений — катайское. Немало потомков башкир из племени катай расселено в нашей области, особенно в нашем районе.

Исторический путь, приведший их в Зауралье, был вызван не менее драматическим событием. После разгрома государства кара-китаев монголы включили в состав своих войск и ту часть населения, которая положила начало башкирского племени Катай.

В результате создания Золотой Орды катай вместе с найманами и присоединившимися к ним салджиутами (предками башкирских сальютов) долгое время кочевали рядом и поддерживали союзные и семейные отношения, сильно смешивались между собой. Несомненно, что в то время эти три монгольских по происхождению племени говорили уже на тюркских наречиях.

В период распада Золотой Орды с катаями произошла еще одна трагедия. Тогда одному из золотоордынских полководцев Тохтомышу удалось вновь объединить страну. Но в то время появился в средней Азии грозный соперник — известный своей жестокостью Тимур. В 1391 году между ними произошла грандиозная, но малоизвестная битва на реке Кундурче на территории нынешней Самарской области.

Предки башкир-катайцев в битве на Кундурче участвовали на стороне Тахтомыша. А победа досталась Тимуру. После битвы Тимуром была устроена настоящая охота на людей. Особо тяжкая участь выпала на долю катайского объединения, так как битва проходила вблизи их тогдашних кочевий в западной Башкирии.

Изучая территорию расселения катайских групп, ученые этнографы пришли к выводу, что их разрозненные островки обусловлены не постепенным передвижением, а в буквальном смысле слова бегством от Тимуровских отрядов катайского населения в направлении среднего Урала, к верховьям Исети. Катайцы остановились в районах, где сейчас находится Екатеринбург.

Следующий этап расселения катайцев после длительного периода относительного спокойствия приходится на время присоединения Башкирии к России и падения Казанского и Сибирского ханств. В это время катайцы вместе с «побратимами» — сальютами в территорию своего расселения включили также и землю будущего Катайского района. Вскоре сюда стали прибывать русские. От верховий Миасса на восток двигались башкиры-табынцы. Кроме того, сальютам достались лучшие пастбища. Катайцы и здесь оказались «лишними». Тогда некоторые их роды опять соверпшили одно передвижение, на этот раз последнее. Они переселились на освободившиеся от других племен земли, где сейчас находятся Альменевский и Сафакулевский районы. Было положено начало особой племенной группы — ялан-катайцев (ялан — степь, лесостепь, поляна). Сюда же стали прибывать другие башкиры — табынцы, айлинцы. С переходом к оседлому образу жизни и земледелию стали появляться башкирские деревни, сначала племенные и родовые, затем смешанные.

Потомки катайцев проживают в настоящее время в Альменевском и Сафакулевском районах. В частности, к ним относятся деревни Аскарово, Будьясово, Балсыкты, Байганино, Бакаево (Сафакулевский район), Искандарово, Латкаево (Казакулово), Таргул (Танрыкулово), Килей- Темяково, Шарипово. Сальюты проживали в Аскарово, Арсланово (Сафакулевский район).

Таким образом, катайские башкиры поселились на территории нашего района в начале XVII века на свободные земли рядом с ичкинцами. Эти невольные переселенцы жили сначала в юртах, впоследствии начали строить жилища и обживать новые места с хорошей землей, водой и лесом.

Катайская волость


В донесении кунгурского бургомистра Юхнова «Сведения о башкирских волостях», составленном уже в 1723-1725 годах, указано, что в Катайской волости насчитывалось 202 двора.

С начала XIX века все больше информации поступает о катайских башкирах. Начинаются регулярные обследования территории, проводятся межевания. В 1800 году проводилось первое межевание катайской дачи, о которой до нас дошли сведения. Его проводил землемер, титулярный советник Лаптев, установивший начало межи Катайской волости от межевых столбов Сартской (Абдрашитовской) и Калмыцкой волостей и Чумляцкой слободы Челябинского уезда.

В 1893 году по указу Оренбургской межевой конторы обмежевана дача № 74 д. Терегулово (Танрыкулово) в полном соответствии с результатами межевания 1800 года. Вместе с д. Танрыкулово в 1833 году вымежеваны земли деревень Казакулово, Шарипово, Штаново (Алакуль), Убалы, Зейнигабдиново, Сулейманово и др.

Всего земли у перечисленных деревень оказалось 121820 десятин 101 сажень, за исключением неудобной земли, занятой болотами, солонцами и т. д.

Земледелие имело среди башкир в начале XIX века небольшое распространение. Несмотря на наличие большого количества свободных земель, пашни было очень мало.

Всего в обмежеванный участок входило 20 деревень с общей численностью населения 2589 душ обоего пола. Самыми крупными являлись Шарипово, Казакулово, Искандарово, Танрыкулово. Деревня Танрыкулово являлась центром Катайской волости.

В 1861 году состоялось новое межевание Катайской волости. Было всего пашни 3453 десятин 247 саженей, степь — 56391 десятина 1316 сажен, сенокос — 4998 десятин 1259 сажен, лес — 19013 десятин 1440 сажен, поселение — 263 десятины 531 сажень, солонцы — 3073 десятины 2281 сажень.

Волость занимала большую территорию и была одной из крупных в уезде. Здесь имелся значительный резерв земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.

Население Катайской волости к началу 1869 года насчитывало 1987 душ взрослого мужского пола, 1845 душ женского пола.

Хозяйственная деятельность катайцев


Башкиры Катайской волости, как и другие башкиры, издревле занимались скотоводством. Большие площади, пригодные для скотоводства, изобилие воды, обеспечивали жителей надежной кормовой базой.

Животноводство обеспечивало население основной тягловой си­лой — лошадьми, продуктами питания — мясом, молоком, кумысом, маслом, сырьем для изготовления одежды, обуви, служило материальной базой для развития промыслов.

Башкиры разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз.

Другой отраслью хозяйства было земледелие, но внимания ему уделялось меньше, чем скотоводству. Основной культурой были зерновые: сеяли рожь, озимую пшеницу, ячмень, овес. Огородные культуры практически не имели распространения. Хлебопашество в местах, занимаемых башкирским населением, находилось в несравненно худшем состоянии, соотносительно с русскими поселениями.

В Катайской волости определенная часть урожая шла на продажу.

Все население Катайской волости к началу 1889 года проживало в 831 деревянном доме. На всю волость было 8 мечетей: в Байганино, Бухарово, Ильясово, Казакулово, Куйбаково, Манатово, Танрыкулово, Шарипово. В Катайской волости в 1868 году насчитывалось 10 училищ (медресе). Преподавание вели духовные лица, обучали Корану.

В трех деревнях — Байганино, Бухарово и Танрыкулово имелись ветряные мельницы.

Башкирские деревни Катайской волости:

Аскарово 111 дворов, 439 душ при озере Межа
Бухарово 57 дворов, 316 душ при озере Байсары
Байганино 64 двора, 295 душ при озере Офицерово
Гаитово 49 дворов, 106 душ при озере Кубакты
Зейнигабдиново 54  двора, 105 душ при озере Больмаль
Искандарово 30  дворов, 128 душ при озере Ишак
Ильясово 70 дворов, 336 душ при озере Кубылье
Куйбаково 51 двор, 234 души при озере Куйбак
Казакулово 96 дворов, 480 душ при озере Урнякты
Кулсарино 47 дворов, 216 душ при озере Кулсары
Килей-Тимяково 52 двора, 232 души при озере Купы
Монатово 74 двора, 315 душ при озере Аккош
Ново-Аминево 29 дворов, 163 души при озере Буретушкан
Подъясово 27 дворов, 131 душа при озере Кабанье
Сулейманово 45 дворов,232 души при озере Майлык
Туйгуново 32 двора, 139 душ при озере Беркутты
Танрыкулово 31 двор, 344 души при озере Айткуль
Шарипово 80 дворов, 387 душ при озере Кушкуль
Штаново 55 дворов, 218 душ при озере Каракульмяк
Юламаново 54 двора, 263 души при озере Боздыгуль
Убалино 69 дворов, 358 душ при озере Убалы
Всего 1224 двора, 5437 душ

Первые достоверные материалы о русских переселенцах мы встречаем за 1880 год. К этому году в Катайской волости русскими крестьянами было основано 8 хуторов, довольно больших по своим размерам, так как на них приходилось 211 крестьянских дворов, проживало русских 1189 душ обоего пола. В Катайской волости все переселенцы арендовали землю и устраивались на ней.

Русское население Катайской волости в 1900 году


I.Оборочные статьи:

№ 2 (Утечье) 10 дворов, 30 душ при озере Салтайкамал
№3 10 дворов, 20 душ при болоте
№5 4 двора, 16 душ при болоте
№6 34 двора, 113 душ при озере Килдекуль
№8 9 дворов, 18 душ при колодце
№10 (Котлинская) 2 двора, 10 душ при озере Актабан
№11 (Шамуринская) 38 дворов, 92 души при озере Бербалык
№12 (Кобылинская) 35 дворов, 120 душ при озере Умиркуль

II.Заимки:

Бухаровская 4 двора, 15 душ при колодце
Манатовская 2 двора, 10 душ
Подъясовская 10 дворов, 46 душ при озере Збелей

III.Владельческие участки:

Парамоново 13 дворов, 60 душ при колодцах
Шигаевский
(Казенная статья) 20 дворов, 70 душ при колодцах
Шишкина
(Туманова статья) 19 дворов, 59 душ

Итак, в 1900 году русские проживали уже в 14 отдельных населенных пунктах волости. Это не были еще деревни в полном смысле слова, а пока еще специальные оброчные статьи, записанные под номерами без названия или заимки, или владельческие участки, сданные башкирами в аренду русским крестьянам.

В целом, в 1900 году Катайская волость представляла собой следующую картину. Всего здесь насчитывалось 35 населенных пунктов. Общее число дворов в русских и башкирских деревнях составляло 1437, где проживало 6116 человек обоего пола.

Так начиналась совместная жизнь русских и башкир на территории будущего Альменевского района. За первые шесть лет XX века переселение русских на катайские земли продолжалось. За это время (1901-1906 г.г.) в волость приехало около 60 домохозяйств. Этот процесс усилился после 1906 года, когда в стране развернулась столыпинская аграрная реформа. За время реформы землю в Катайской волости получили 124 семьи, а общее число населения возросло почти на 700 человек только за счет прибывших. Всего за период с 30-х годов XIX века по 1917 год в Катайскую волость на постоянное жительство переехало 524 домохозяйства или 2840 человек.

Из тюркских народов здесь селились башкиры и казахи.

Такой предстает перед нами Катайская волость к 1918 году перед приходом сюда Советской власти. Вместе с новой властью пришло новое административно-территориальное устройство, когда из нее вместе с соседними волостями был создан Яланский кантон в составе Башкирской АССР.



По материалам книги «Вехи истории Альменевского района Курганской области»

Cкачать (13,1 Mb, PDF)

Администрация Альменевского района Официальный сайт

641130, Курганская область, Альменевский район, с. Альменево, пл. Комсомола, 1,
e-mail: 45t00102@kurganobl.ru, тел.: 8 (35242) 9-87-41, факс: 8 (35242) 9-86-11
Время работы: пн-пт с 8.00 до 17.00, обед с 12.00 до 13.00, сб-вс: выходной